На мирно сидящих студентов буквально налетели люди с битами и автоматами. Криками, тычками и толчками заставили их сцепить руки за головами и бегом подняться по лестнице на третий этаж. Загнали всех в зал и приказали встать на колени. Честно говоря, впечатление реальности происходящего не отпускало, хотя мы понимали, что это инсценировка. Но очень уж натурально играли свои роли каскадеры из трюковой команды Александра Уварова. «Всем лежать! А ну, иди сюда! Пошел, я сказал! Бегом! К стене! Сели все! Чё смотришь? Глаза в пол! Глаза опустил, опустил глаза!» — орали они. Потом начали выдвигать требования кому-то по телефону: «Десять лимонов сюда и вертушку! Десять минут, не больше!»
Наши студенты в роли заложников были не менее убедительны. Один из мальчиков тайком достал телефон и что-то в нем писал, как это в любых ситуациях делает сейчас молодежь.
Сообщал в соцсети, что его захватили в заложники? Заметив это, бандит с воплями заставил всех отдать телефоны.
Как выяснилось позже, студент пытался вызвать помощь. Но она уже спешила на место. Это дежурный администратор, прежде чем его вырубил битой один из террористов, успел нажать тревожную кнопку. Сигнал поступил в Центр безопасности университета. Дежурный администратор ЦБУ по телефону вызвал оперативную группу реагирования Отдела вневедомственной охраны по Калининскому району Санкт-Петербурга.
В считаные минуты прибыл пожарный расчет. Начали тушить горящие «Жигули». Профессионалам помогала учебно-пожарная добровольная дружина «Политехник». В это время группа охраны общественного порядка университета вместе с Росгвардией оцепила территорию. И вот во дворе появился спецназ. На штурм здания пошли бойцы спецподразделения «Гром» — двое спустились с крыши, произвели несколько отвлекающих выстрелов и разбили окно в зал, где бандиты удерживали людей. Вторая группа проникла в здание через запасной вход и обезвредила захватчиков.
Казалось бы, операция завершилась успешно, но внезапно в здании вспыхнул пожар — это один из террористов успел привести в действие самодельное взрывное устройство, установленное заранее в коридоре. Двоим ребятам путь перерезал огонь. «Помогите, спасите!» — очень натурально кричали студенты из окна. Пожарные МЧС эвакуировали парней с помощью подъемника.
К счастью, обошлось без жертв, но медицинская помощь все-таки потребовалась. Кто-то (по сценарию) упал и ударился головой, кому-то досталось битой, а одной девушке стало плохо с сердцем. До прибытия Скорой помощи пострадавшими занимались добровольцы санитарного поста Политеха и волонтеры общественной организации «Красный Крест».
«Мы не используем медикаменты в своей работе, это прерогатива людей с медицинским образованием, — объяснила координатор команды реагирования на ЧС Санкт-Петербургского регионального отделения Российского «Красного Креста» Юлия Саванец. — Мы должны понять, что с пострадавшим (возможно, его нельзя перемещать) и сделать тот необходимый минимум, который позволит человеку дожить до прибытия Скорой».
По словам Юлии, есть несколько принципов оказания психологической помощи: «Во-первых, не врать, не говорить „все будет хорошо“. А вдруг не будет? Во-вторых, постараться обеспечить потребности, которые у него возникают: дать воды, помочь связаться с близкими. И просто быть рядом».
Вообще, как говорят профессионалы, раньше всех на месте происшествия оказываются пострадавшие и свидетели. Поэтому первую помощь должны уметь оказать именно они, то есть, в принципе, каждый гражданин.
«Наши работники обучены правилам оказания первой помощи. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций до прибытия экстренных служб они могут оказывать помощь раненым и пострадавшим», — заверил ведущий инженер отдела гражданской защиты Управления гражданской безопасности университета Андрей Круглов.
Материал взят с официального сайта СПбПУ